История российского телевидения
Перестройка – Новый век
1985-2000
НАЧАЛО
В период перестройки роль Центрального телевидения существенно возросла. Количество телевизионных программ быстро увеличилось. Менялись жанры, форматы, темы, ведущие. На советском телевидении постоянно проходили телемосты и теледебаты.

Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Прожектор перестройки», «Поле Чудес», «Час Пик» и другие.

Легендами перестроечного времени стали не только новые телевизионные программы, но и журналисты, ведущие этих передач. Они были совершенно не похожи на предыдущих журналистов: ни внешним обликом, ни манерой поведения. Образ ведущего в новых программах стал ярким, артистичным.

С 1986 по 1988 год объём прямого вещания на Центральном телевидении увеличился почти в 30 раз, а в 1989 году был создан первый коммерческий канал «2×2».

В первые постсоветские годы телевидение начало брать пример с западных и американских СМИ: создавались похожие телепередачи, копировались образы ведущих.

Российское ТВ стало досуговым и часто фоновым: почти 90% населения смотрели телевизор каждый день. Больше половины работающих людей, включали телевизор как свет, только придя домой.

Какие же уроки преподало отечественное телевидение в период перестройки? Самый главный из них – свобода слова поспособствовала росту творческого потенциала в сфере журналистики. Именно в условиях свободы творчества произошло самоопределение журналистов как свободных творческих личностей, ответственных за своё дело.

Благодаря новым программам и журналистам произошло изменение мировоззрения людей, сложилась новая культура общества.

«На телевидении появилось очень много...», – телезрители-современники «нового TV» о том,
что изменилось в годы «перестройки»
Информационно-аналитические программы
События на телевизионной арене 20-го столетия привели к тому, что к началу
90-х годов значимость аналитики возросла. Дикторский способ подачи новостей постепенно трансформировался в способность ведущего комментировать происходящие события. Именно в 90-е годы быстрыми темпами развивается тип еженедельных информационно-аналитических программ.

Авторская программа «Итоги», «Воскресенье», «19.59», «Зеркало», «Обозреватель», «Авторская программа Сергея Доренко» – неполный список транслируемых в то время информационно-аналитических передач. В начале
21-го века на экраны выходят такие программы, как «Время», «Вести недели», «Личный вклад», «Мир за неделю», «Намедни», «Неделя»,
«Сегодня. Итоговая программа».

600 СЕКУНД
Секундомер «перестройки»
Впервые программа «600 секунд» вышла в эфир 23 декабря 1987 года на Ленинградском телевидении. За 10 минут, которые отсчитывал счётчик на экране, зрители оказывались ошарашены и потрясены.

Съёмочная группа из 5-6 человек снимала по несколько сюжетов за день. Вернуться в студию надо было не позже 19.00. У программы была разветвлённая сеть информаторов, которым платили. Создателям постоянно предлагали взятки. Как вспоминал Александр Невзоров, самую большую – 30 тысяч – сулил один из кооперативов за сюжет о нём.

Съёмочная группа отправлялась туда, куда ещё никто не смел соваться. На свалку – чтобы сделать репортаж о жизни её обитателей, к проституткам – чтобы узнать, кто их «крышует», в крематорий и морг – чтобы зрители своими глазами увидели, какова жизнь после смерти и поняли, куда деваются золотые зубы покойников.

Программе «600 секунд» удавалось несколько лет оказываться на верхушке телевизионных рейтингов. Летом 1990-го года он превысил 90%. Программа попала в Книгу рекордов Гиннесса.

В марте 1993 года у Федеральной телевизионной службы возникли серьёзные претензии к «600 секундам», очередной выпуск программы сняли с эфира, а создателей обвинили в «призывах к насильственному изменению конституционного строя». Последний выпуск показали 1 октября 1993 года.
Ток-шоу СССР и России
1985-2000
«12 этаж»
«12 этаж» – популярное ток-шоу, выходило с 1985 по 1989 гг.

Авторы: Оксана Найчук, Кира Прошутинская, Иван Кононов.
Ведущие: Эдуард Сагалаев, Иван Кононов, Александр Масляков.

Средняя продолжительность: 90 минут. Кира Прошутинская утверждала, что передача названа так потому, что на 12 этаже телецентра была расположена Главная редакция программ для молодёжи ЦТ СССР. Ведущий Эдуард Сагалаев пытался обсуждать запретные на тот момент темы, используя подростков-участников, которым вопросы помогали готовить редакторы передачи. Выпускающий редактор Иван Кононов и режиссёр Алексей Гиганов придумали телемост с «лестницей», на которой собирались представители «неформальной молодёжи». В первую очередь, они задавали передаче задиристый тон, ниспровергали устоявшиеся советские авторитеты.

В этом шоу, именно на «лестнице», в качестве её модератора, начал свою карьеру Владислав Флярковский.

Виктор Осколков, который в 1985 году пришёл в молодёжную редакцию на должность заместителя главного редактора, вспоминает:

«Начальство не просто смотрело программы; каждую передачу мы сдавали заместителю председателя, который курировал нашу редакцию. Александр Иванович Попов был интеллигентнейший человек, умница. За два-три дня до эфира и сдавали ему программы – «12 этаж», «Мир и молодёжь» и другие. Надо признаться, что мы сами были великие цензоры. Разумеется, отсекали всё, что могло показаться двусмысленным, сомнительным».

В 1987 году передача была закрыта по решению Политбюро ЦК КПСС с формулировкой: «Такой молодёжи у нас нет». По мнению некоторых членов Политбюро ЦК, молодёжь для участия в разговоре отбирали специально, а вся программа была срежиссирована заранее для критики действующего режима. Однако в 1989 году передача ненадолго возобновила свой выход в эфир.
«Взгляд»
«Взгляд» — популярная телепрограмма ЦТ и Первого канала (ОРТ), одна из программ, «изменивших представление россиян о телевидении». Главная передача телекомпании ВИD. Официально выходила в эфир со 2 октября 1987 года по 23 апреля 2001 года.

Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов.
Производитель — Главная редакция программ для молодёжи ЦТ Гостелерадио СССР (1987—1990) и телекомпания ВИD (с 5 октября 1990 года). В 1988—1991 годах сюжеты для программы делала телекомпания АТВ, а с 1994 по 1995 год программа выпускалась совместно со студией «Публицист» РГТРК «Останкино».

Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы.
Большое внимание программа уделяла конфликту в Чеченской республике. Во время первой и второй чеченской войны Александр Любимов неоднократно вылетал в зону боевых действий.

«Взгляд» поднимал проблемы морали, бедности, безработицы, пытался преодолеть «кризис веры» и показывал незаурядных людей из среды фермеров, учителей, врачей и рабочих. Особое внимание было уделено борьбе
с наркоманией.

Программа «Взгляд» стала одним из символов перестройки. Она перевернула представление советских зрителей конца 1980-х о телевизионной журналистике и подаче новостных материалов. Раскованные молодые ведущие в почти домашней одежде, прямой эфир, острые материалы, современные видеоклипы в качестве «музыкальных пауз» — всё это разительно отличалось от строго отрежиссированных и прошедших цензуру новостных программ Центрального Телевидения. Выпуски были в основном посвящены злободневным, социальным темам. В эфир в качестве гостей приглашались политические деятели и популярные в СССР и России люди. Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались в СМИ.

«Тема»
Эта программа неисчерпаема, как сама жизнь. И жизнь диктует очередную Тему.

Производством «Темы» занималась телекомпанией ВИD, а выходила она с 31 января 1992 по 4 марта 2000 года. Автором, сценаристом и, пожалуй, самым известным ведущим ток-шоу был Владислав Листьев. Позже его место занимали Александр Любимов, Лидия Иванова, Дмитрий Менделеев и даже Юлий Гусман.

Влад Листьев говорил: «Я далёк от того, чтобы с чем-то сравнивать, но мы хотим сделать разговорную программу типа «Донахью-шоу» с сюжетами на ту или иную тему. Уже само название позволяет затрагивать абсолютно любые вопросы. Не будем трогать только политику, хотя косвенно любая тема будет выходить на какие-то политические аспекты. Мы не будем конкурировать ни с одной из информационных программ, и темы у нас будут морально-этические, скандальные, любопытные».

И действительно, в скромно оформленной студии наболевшие вопросы обсуждали не только приглашённые эксперты и звёзды, но и непосредственная живая аудитория, у которой был свой взгляд на происходящее. Но скандалов и конфликтов при этом было крайне мало: весь эфир проходил в форме спокойной дискуссии, которая при монтаже разбавлялась сценами из фильмов, архивными съёмками, фрагментами из зарубежных передач, музыкальными видеоклипами.

Темы в «Теме» встречались самые разнообразные. На официальном сайте программы говорилось: «Здесь с одинаковой правдивостью и дотошностью исследуются как приятные материи вроде праздников, семьи, брака, так и некогда запретные проблемы наркомании и злоупотреблений в психиатрии, интимной жизни общества и древнейшей из профессий, уголовной преступности и коррупции во власти, привилегий сильных мира сего и унижений обездоленных».

Гости программы также варьировались — от безработных до суперзвёзд. В «Теме» участвовали Алла Пугачёва, Мария Шукшина, Юрий Никулин, Михаил Задорнов, Михаил Ходорковский, Константин Райкин, Андрей Макаревич, а однажды в студию был приглашён подследственный из «Матросской тишины» по делу о мошенничестве. К сожалению, зрители так и не увидели этот выпуск: рулон с злополучной передачей был украден.

По словам Влада Листьева, съёмка одной передачи «Темы» стоила 1 850 000
рублей. Хронометраж выпуска составлял примерно 45 минут, всего вышло
10 сезонов и 416 выпусков. В топ-5 наиболее популярных эпизодов входят:

«Развод семей. Почему при разводе дети чаще остаются жить с матерями?» (31 января 1992)
«Расизм в России» (1992)
«Богач — бедняк» (1992)
«Изменение внешности и пола» (1992)
«Комплексы» (28 апреля 1992)
«Я сама»
«Я сама» — первое женское ток-шоу на российском телевидении, выходившее на телеканале ТВ-6 в 1995—2001 годах. Ведущая — Юлия Меньшова. Её соведущими в разное время выступали психологи Ольга Сердобова и Ирина Хрисанфова и писатель Мария Арбатова.

Идея программы принадлежит Татьяне Фониной (в прошлом — редактор ток-шоу «Тема»), её поддержал заместитель генерального директора ТВ-6 Иван Демидов. Название передачи «Я сама» было придумано самой Меньшовой.

«Таня хотела, чтобы это было целиком и полностью женское ток-шоу, в котором вообще нет мужчин и есть, соответственно, феминистка и женщина традиционных взглядов. Феминистку уже нашли, она была на тот момент в стране практически единственная — Маша Арбатова. Сторонница традиционных взглядов тоже у Тани была. А дальше встал вопрос о ведущей. Поскольку я работала на ТВ-6 редактором, Демидов меня знал и порекомендовал», — рассказала в интервью для «Афиша Daily» Юлия Меньшова.

Ток-шоу было ориентировано на женскую аудиторию: в нём обсуждались семейные проблемы гостей, отношения с мужчинами, личная жизнь известных деятелей культуры. В студии находилась трибуна, за которой сидели мужчины, тогда как герои передачи занимали отдельные места в центре. Зрителями в студии были исключительно представительницы прекрасного пола.

18 февраля 1998 года после месячного перерыва вышла программа под названием «Я сама… собственной персоной», отснятая после рождения у Юлии Меньшовой сына Андрея. Выпуск был целиком посвящён самой Меньшовой, ведущим был Артур Крупенин.

«Был телефон в конце программы. Мы писали, что если у вас есть история, которой вы хотите поделиться, звоните. Нужно было находить тематику, которую аудитория каким-то образом сможет примерить на себя. Поэтому и возникали такие темы, как «Я такая некрасивая» или «Я не люблю своего ребенка», — вспоминала Юлия Меньшова.

В 1999 году Арбатова и Сердобова покинули ток-шоу, а его формат был изменён. В студии появился большой экран, а рассказ героини стал сопровождаться демонстрацией её архивных фотографий, видеосъёмок из домашних архивов, интервью с друзьями, родными, знакомыми. В роли экспертов стали выступать психологи и бывшие героини ток-шоу. Иногда участниками передачи становились и российские звёзды.
«Моя семья»
На телеканале ОРТ в 1996 году стартовало ток-шоу семейного формата «Моя семья».

Автором и ведущим стал Валерий Комиссаров, который спустя восемь лет запустит реалити «Дом-2». Приглашённые звезды и обычные люди сидели на импровизированной кухне и неторопливо обсуждали, каково быть знаменитым холостяком и жить, когда о тебе сплетничают соседи.

Валерий Комиссаров об успехе ток-шоу: «Тут нет никакого секрета: человеческие проблемы, о которых идёт речь в «Моей семье», никогда не устаревают. Я всегда занимался и до сих пор занимаюсь не сиюминутными, а «вечными» темами, такими, как любовь, ненависть, отношения между мужчиной и женщиной. Они во все времена вызывали острый интерес. Летом прошлого (2000-го) года, когда на РТР ежедневно выходили повторы старых выпусков «Моей семьи», их рейтинги были просто сумасшедшие! »

В сентябре 1997-го на передачу пришел украинский художник и перформансист Олег Кулик, который уже четыре года как «стал собакой» в рамках творческого эксперимента. На вопросы ведущего Кулик отвечал исключительно лаем и весь выпуск просидел в клетке.

Однажды на передачу в качестве «эксперта по семейной жизни» позвали скандального писателя Эдуарда Лимонова. Тот выпуск к обычным семьям, правда, имел минимальное отношение – темой эфира стали новые русские, которых Лимонов обозвал «убогонькими».

Отдельным мемом, порождённым «Моей семьёй», стала рубрика «Маска откровения». Взрослым она запомнилась анонимными историями в духе «я профессионально обманываю женщин», а детям – жуткой чёрно-белой маской, которая на всех героях смотрелась одинаково пугающе.

О том, каким телевидение было для старшего поколения,
рассказывает Галина Овчинникова.
«Телеканал 2x2»
Первая коммерческая структура в телевизионном пространстве России возникла в 1989 году в форме «Телеканала 2X2».

«Телеканал 2x2» был создан как первый инструмент для зарабатывания денег на возможностях вещания без дотаций и финансирования из государственного бюджета. Канал функционировал только за счёт дохода от рекламы.

Новый канал буквально с первых недель вещания привлёк внимание зрителей и вскоре приобрел фантастическую популярность. Это объяснялось принципиально новаторским (для отечественного телевидения) характером программного наполнения канала. На фоне телевидения, существовавшего у нас в конце 80-х годов – заидеологизированного, назидательного, перегруженного политикой –появилось абсолютно новое – свободное от пропаганды, политики, чисто развлекательное телевидение. На «Телеканале 2x2» показывали кино, мультфильмы, музыкальные клипы.

«Телеканал 2x2» был, своего рода, фоновым зрелищем. Телевизор можно было не выключать и в то же время не обращать внимание на происходящее на экране, или смотреть с любого момента, а не ловить специально программу. Это было абсолютно не приковывающее к себе, но постоянно присутствовавшее как фон, как вечно включенный на кухне «Маяк», телевидение.
«Телеканал REN-TV»
1 января 1991 года появилась первая частная независимая телепроизводящая компания «REN-TV». Основателями «РЕН» были Ирена Лесневская и её сын Дмитрий.

В мае того же года компания «REN-TV» начала работу над созданием собственного телеканала. 1 января 1997 года в Москве состоялся первый выход в эфир.

По замыслу создателей, «REN-TV» должен был стать интеллектуальным каналом, пространством для талантливых людей, которые не могут себя реализовать на существующих телеканалах. В таком формате телеканал и осуществлял своё вещание в течение первых нескольких лет работы. Ирене Лесневской удалось собрать под своим началом весь цвет российской журналистики и культуры тех лет – Эльдар Рязанов, Юрий Рост, Григорий Горин, Булат Окуджава, Александр Ширвиндт, Юрий Никулин.

«REN-TV» включал в свою сетку информационные, информационно-аналитические программы, развлекательные и музыкальные передачи, авторские программы, спортивные программы и трансляции, телесериалы, мультсериалы и фильмы крупнейших кинопроизводителей мира. «REN-TV» первым в России показал телесериалы «Воздушный цирк Монти Пайтона», «Чёртова служба в госпитале МЭШ» и «Секретные материалы».
«Телеканал ТВ-6»
Следующим шагом в развитии отечественного коммерческого телевидения стало создание в январе 1993 года «Телеканала ТВ-6». Московская независимая вещательная корпорация получила официальную государственную лицензию на право вещания на 6-ом частотном канале в Москве. Во главе был Эдуард Сагалаев. В состав корпорации входило также Радио 101.

Изначально была стратегия, которая состояла в стремлении создать семейный канал. МНВК опиралась на зарубежные источники программирования. На начальном этапе зарубежное программирование составляло порядка 80-90%. Программной базой МНВК была библиотека Теда Тёрнера, к которой канал получил доступ. Отсюда новости CNN International в эфире «ТВ-6», фильмы канала TNT и другие тёрнеровские программы.

В отличие от «Телеканала 2x2», канал «ТВ-6» сразу начал функционировать в виде полноценной структуры: в течение всего дня, без каких-либо временных купюр.

«ТВ-6» стал восприниматься рекламодателями как явление национального масштаба. МНВК установила своеобразный телерекорд, насытив за последние 2 года телеканал 30 оригинальными программами, многие из которых были номинантами и лауреатами «ТЭФИ» и международных телевизионных наград. Начав с нуля, «ТВ-6» за несколько лет стал цельным, имеющим своё неповторимое лицо общенациональным телеканалом.
«Телеканал НТВ»
Событием общенационального масштаба стало – рождение «Телекомпании НТВ» 14 июля 1993 года ТОО «Итоги». Создатели: журналисты Игорь Малашенко, Олег Добродеев, Евгений Киселёв , финансовая структура «Мостбанк», принадлежавшая Владимиру Гусинскому, банки «Столичный» и «Национальный кредит».

На момент получения эфирного времени на пятом канале телекомпания НТВ производила только информационные программы – «Сегодня», «Итоги» и «Намедни». К ним в 1994 году добавилась сатирико-аналитическая программа «Куклы». Однако основным приоритетом для НТВ служил всё же информационный повод, и поэтому канал освещал большую часть событий того периода. Значительное внимание уделялось также и возросшему уровню преступности, что вылилось в созданную в 1995-ом году программу «Криминальная Россия».

После получения четвёртого канала телекомпания НТВ стала производить собственные кинопрограммы: «Мир кино», «Час сериала», «Наше старое кино», «Наше новое кино», «Летний кинотеатр», «Кинотеатр юного зрителя», «Детям», серии документальных фильмов и программ, среди которых «Женские истории», музыкальные программы – «Русский альбом», «Меломания». Кроме того, на телеканале продолжили выход в эфир ток-шоу, ранее выходившие в эфир на 4 канале Останкино и производившиеся телекомпанией АТВ: «Времечко», «Третий глаз» и «Воскресенье с Дмитрием Дибровым».
Вернуться назад
Коммерческие и государственные телеканалы
по-разному реагировали на крупнейшие события,
в том числе, на войны и связанные с ними политические и социальные конфликты.
Война в Афганистане (1979-1989)
Война в Афганистане (1979-1989)
Война в Афганистане (1979-1989)
Left
Right
Скупые сообщения в газетах, никаких репортажей по телевидению. В этих условиях полученные родственниками цинковые гробы с останками погибших солдат стали шоком. Почти сразу после ввода советских войск в Афганистан Политбюро ЦК КПСС приняло закрытое постановление об освещении в СМИ акции интернациональной помощи Афганистану.

Одновременно государство через средства массовой информации развернуло пропаганду необходимости и успешности войны в Афганистане. Во-первых, военные действия в ДРА не назывались войной, они проходили под лозунгом интернациональной помощи дружественному народу Афганистана; во-вторых, боевые действия разрешалось описывать с участием не выше одного взвода, упоминать фамилии только рядовых, а о фактах гибели — только в единичных случаях.

Открыто же говорить о войне в Афганистане СМИ и власти начали уже после «перестройки», в 90-е и 2000-е годы.

Во второй половине 80-х, с приходом Горбачёва к власти, война в Афганистане стала самой главной проблемой в СССР. Чаще появлялись репортажи из горячих точек, военные репортажи. Но они, конечно, были оптимистичные, победные, замечательные, героические.

В главной информационной программе СССР «Время» Афганистан и происходившие там события упоминались лишь устно. Монополистом в освещении афганских событий стала передача «Служу Советскому Союзу» — единственная военно-пропагандистская передача Министерства обороны СССР.
Авария в Чернобыле
в зеркале советского ТВ
Авария на Чернобыльской АЭС потрясла весь мир. Она унесла жизни до 80 000 человек вследствие отдалённого облучения.

Первое сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС появилось в советских СМИ 27 апреля, через 36 часов после взрыва на четвёртом реакторе. Диктор припятской радиотрансляционной сети сообщил о сборе и временной эвакуации жителей города. Однако центральные газеты и телевидение хранили молчание до тех пор, пока о серьёзной атомной катастрофе не заговорили западные СМИ.

Авария на четвёртом энергоблоке ЧАЭС произошла в ночь на субботу, 26 апреля в 01:23:47, официально сообщили о ней только вечером в понедельник, 28 апреля в телепрограмме «Время». Однако даже эта информация была чрезвычайно скупой: «Произошла авария. Есть пострадавшие. Принимаются все необходимые меры». Короткое сообщение только ещё больше подогрело слухи.

Столкнувшись с невозможностью замолчать масштабы катастрофы, Москва попыталась переключить внимание. Репортажи из Зоны воспевали героизм ликвидаторов. Однако население было слишком напугано.

14 мая, через 18 дней после катастрофы к людям обратился сам председатель ЦК КПСС. Горбачёв признал, что 299 человека госпитализированы с лучевой болезнью разной степени тяжести, семеро из них умерли.

По словам Юрия Коляды, работавшего в мае 1986 года телеоператором Гостелерадио УССР, впервые съёмочная группа украинского телевидения была послана в Чернобыль 2 мая, однако телевизионщиков к объекту не допустили: «Режимники» сначала говорили «да», потом «нет», потом отфутболили куда-то. Короче – не сняли». Только 6 мая по республиканскому телевидению к населению обратился министр здравоохранения УССР Анатолий Романенко. Он признал факт аварии, предупредил о повышении уровня радиоактивного фона в Киеве и посоветовал киевлянам меньше времени проводить на улице.

«Народ уже знал о том, что произошло», – вспоминает депутат Госдумы Александр Крутов. В 1986 году он работал комментатором программы «Время», именно ему доверили первые репортажи из зоны. «Состав был совершенно пустой. Поезд до Киева, отправился из Москвы вечером 1 мая. Проводницы рассказывали, что оттуда, из Киева, поезда идут переполненные. Люди рвутся уехать, разъезжаются по всей стране», – вспоминает Крутов.
«Первая телевизионная» война
В рейтинге каналов лидирующие позиции занимало «Останкино», за ним НТВ и РТР. С большим отрывом по степени доверия первенство держало НТВ (больше 60%), тогда, как у «Останкино» и РТР показатели были почти в два раза ниже.

С самого начала Первой Чеченской войны, российская и зарубежная аудитория получала большую часть информации из чеченских информационных служб и от зарубежных представителей СМИ. В телеэфире всё чаще стали фигурировать президент Чеченской республики Джохар Дудаев и представители его окружения.

Летом 1994 года, за несколько месяцев до начала войны, президентские телеобращения стали выходить в эфир ежедневно. Большая часть эфирного времени отводилась обучению населения военному делу: каждый вечер по ТВ демонстрировали, как лучше подбивать на улицах танки. «Эти танки будут гореть, как спичечные коробки, я вам говорю», – заверял президент.

Самое большое влияние «чеченских СМИ» было оказано на местное население. С экранов телевизоров, жители Чечни внимали Джохару Дудаеву, который сообщал план действий.

Центральная власть в лице Президента РФ решила приостановить распад страны и направила в «независимую» Чечню войска. Верные до этой поры демократические СМИ в одночасье стали оппозиционными. Телеканалы НТВ и РТР увеличили показ митингов в поддержку Чечни. Чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут в одном информационном выпуске, в «Вестях» – от 3 до 7 минут.

Опросы общественного мнения НТВ подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся яснее и понятнее.
В ходе информационной войны российские телевизионные СМИ разделяются на два лагеря: государственные (РТР) считают действия властей правильными, а частные в лице ОРТ и НТВ внушают зрителям бессмысленность принимаемых в Кремле решений.

К середине 90-х о советской цензуре забыли, поэтому войну в Чечне каждый телеканал транслировал так, как считал нужным. На РТР предпочитали сдержанные репортажи, а
в сюжетах ОРТ зритель мог увидеть трупы.

На НТВ освещали войну подробнее всего. Корреспонденты брали интервью у сепаратистов. Журналисты оппозиционного канала рассказывали о том, как можно избежать призыва в армию, демонстрировали кадры пыток российских солдат. Генеральный директор НТВ Игорь Малашенко после войны в Чечне в интервью сказал: «Всякая аудитория имеет то телевидение, которого заслуживает… и это была мощная защита».
«Всякая аудитория имеет то телевидение,
которого заслуживает»
Независимое от Кремля освещение чеченской войны компаниями РТР и НТВ было высоко оценено телевизионной публикой. Показатели «Останкино» (ОРТ) не увеличились: ядро аудитории отражало устаревающие подходы, большинство было пожилым
и менее образованным. Наоборот, показали рост зрителей НТВ и РТР. Аудитория «Вестей» второго канала поднялась с 30 до 40%, а НТВ удвоило свою публику.


Нагляднее всех выпусков новостей ужасы Первой Чеченской военной кампании передал документальный фильм журналиста Александра Невзорова «Ад», показанный по ОРТ 11 января 1995 года. Трансляция шокирующих кадров вызвала протест некоторых депутатов Госдумы и показала стране крайнюю неподготовленность солдат-срочников к боевым действиям, а так же острую недостаточность российских сил в военной технике.
Британская телерадиоорганизация BBC: в сюжете о Чеченских событиях Российская Федерация представлена как агрессор и зачинщик войны. Журналисты делали акцент на том, что русские ежедневно усиливают атаки города. В репортаже о штурме Грозного в новогодние праздники, корреспонденты и ведущие британской компании с сарказмом проектируют православное рождество на ситуацию в городе: «войска Ельцина дарят Грозному мины, снаряды и ракеты».
СССР больше нет?
На тему так называемого «распада» СССР снято множество телепередач, где персоны разного уровня поминутно расписывают события 1991 года. В 1990 году на французском телевидении в программе «Апострофы» вышли дебаты Бориса Ельцина с социологом Александром Зиновьевым (никогда не транслировались в России).

Это уникальная передача, в которой социолог Александр Зиновьев делает максимально точный прогноз относительно развала СССР и предсказывает ГКЧП, а народный депутат СССР Ельцин заявляет, что «будущее за Россией».
Интересно то, что в программе «Вести» Владислав Флярковский заявил о распаде СССР раньше, 21 декабря: «СССР больше нет».
Сравнивая выпуски двух программ «ТВ Информ» и «Вести», можно заметить, что многие информационные поводы совпадают. Это распад СССР, события в Тбилиси и конфликт между Арменией и Азербайджаном. Но освещены они были по-разному. Например, в программе
«ТВ Информ» очень мало говорится о распаде Советского союза, буквально несколько фраз и только в конце передачи. В программе «Вести» это центральная новость – с неё ведущий начинает вещание. Владислав Флярковский в «Вестях» выглядит более динамично, старается поддерживать зрительный контакт. Он не просто рассказывает сухие факты, как это делает Сергей Медведев, Флярковский интересно строит сам текст, фразы. Как будто хочет, чтобы его слова дошли не только до сознания зрителя, но и до сердца.
С В О Б О Д А
Важнейшим изменением в жизни советского общества, произошедшим в эпоху перестройки, стала свобода. В 80-е годы молодёжный протест формировался в основном вокруг
рок-культуры, а затем и других субкультур.
Это явление нашло отражение на ТВ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Это была какая-то всемирная волна, заставившая всех молодых людей сойти с ума» — вспоминает Андрей Макаревич рок-музыку СССР.
Настоящая популярность к року пришла вместе
с ослаблением цензуры и началом перестройки
в 1980-е годы. На телевидении стали выходить программы, посвящённые современным музыкантам. С 1984 года на Ленинградском телевидении появилась передача «Музыкальный ринг», где частыми гостями были ленинградские рок-группы: «Аквариум», «Аукцыон», «Секрет». Попадали в эфир «Ринга» и москвичи: «Машина времени», «Звуки Му», «Центр».

Программа «Взгляд» популяризировала русский рок демонстрацией клипов и фрагментов концертных выступлений. Именно «взглядовцы» открыли зрителям лучшие образцы свердловского рока, в частности группу «Наутилус Помпилиус».

В 1988 году на телевидении транслировался телемост Ленинград-Лондон. Это была телевстреча рок-музыкантов из Великобритании и СССР. Здесь артисты задавали друг другу вопросы, обсуждали вечные вопросы профессии и демонстрировали свои музыкальные клипы.
РЭП-
движение на ТВ
Одним из первых и наиболее успешных DJ/MC коллективов был дуэт «Лёгкий Бум» (Виктор Савюк, Сергей Осенев).

Вершиной карьеры «Лёгкого Бума»
стало появление в эфире центрального ТВ в юмористической передаче
«Оба-на!» с чем-то вроде
юмористического новостного дайджеста. В форме «нового стиха» были представлены финансовые и политические обзоры, новости из сферы шоу-бизнеса.

Лика Стар стала известна не только, как первая в России девушка-диджей, но и как первооткрыватель на европейском телевидении. Клип на песню «Пусть пройдёт дождь» показали на открытии MTV в России.

Благодаря российскому ТВ Лика получила огромную известность. В своё время она появилась в программах «До 16-ти и старше», «МузОбоз», а также в трансляции «Рождественских встреч».


В популяризации рэп-группы «Каста» огромную роль сыграло российское телевидение. Там участники «бэнда» рассказали о стиле и, в принципе,
о рэп-культуре.

В 1998 году «Объединенная Каста» попала в поле зрения передачи «Труба»: было записано интервью, где рассказывалось о том, что делают участники группы и кто такие MC. Оно вышло летом того же года.

Шоу-бизнес:
СССР – Россия
В первые годы перестройки начали появляться независимые лейблы и музыкальные радиостанции. Появление «звёзд» на телевидении ещё было редкостью. Основной доход артистов был от концертов.

В 1992-1994 произошло так называемое «насыщение» рынка. В это время появились музыкальные клипы, которые показывали по телевизору. И если ранее был наиболее популярен рок, то в эти годы репертуар постепенно переходил на поп-музыку.
«Голубой огонёк»
Особо популярной программой, в которой принимали участие «звёзды» шоу-бизнеса была телепередача «Голубой огонёк» (1962-1990). В 1987 году вышел необычный «Золотой огонёк». Съёмки проходили в разных концах Москвы: в ресторане «Арбат», в музее-заповеднике «Коломенское», в концертной студии «Останкино» и в телецентре «Останкино». Среди участников Марина Капуро, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев.

В 90-е годы программа переживает кризис: зрительский интерес падает. Новое время требует перемен и новых форм. Сценические костюмы артистов становятся более замысловатыми, а моментами откровенными. Во второй половине 1990-х зрителям стало интересно ретро. В этот момент Первый канал создал знаменитые «Старые песни о главном». А канал «Россия» в 1998 году возродил классический «Голубой огонёк», успех которого был оглушительным. В эти годы режиссёры активно используют последние достижения телевизионной техники. А помимо артистов, на съёмки приглашаются известные политики.

«Музыкальный ринг»
Программа имела две ипостаси. Изначально, в перестроечное время, в названии данной программы «рингом» называлось место выступления артистов. Музыканты, преимущественно выходящие из тени рокеры, выступали на сцене, напоминающей арену цирка. После каждой песни они попадали под обстрел из каверзных вопросов от зрителей разных возрастов и социальных групп.

Но уже в 90-е ринг стал местом противоборства музыкантов. Победителя определяли с помощью голосования. Поп-артисты сменили перестроечных рокеров. Из примечательного: у программы появился клон на НТВ с названием «Музыкальный ринг НТВ».

Среди участников «Музыкального ринга» в 1980-х годах были такие группы и исполнители, как «Аквариум», «Машина времени» с Андрем Макаревичем,«Тамбурин», «Браво», «Телевизор», «Центр», «Ласковый май», «Иванушки», «Любэ», Михаил Круг, Сергей Трофимов.
«МузОбоз»
Главным вестником отечественной поп-музыки, которая ещё не получила обидного наименования попса, был «МузОбоз». Расшифровывалось
наименование как Музыкальное Обозрение. Выходец из команды «Взгляда» Иван Демидов решил запустить музыкальную программу новостного характера. Формат стандартный – клипы, репортажи, интервью.

«МузОбоз» устраивал сборные концерты различных поп-звёзд по городам.
К слову, «МузОбоз» отправился с концертами в Прибалтику, где русские
не получили статус граждан. Программа была обвинена чуть ли не в том,
что являлась имперским знаменем России.

«МузОбоз», кочевавший по разным каналам, но ассоциирующейся с ТВ-6, стал настоящей академией для молодых журналистов. Именно в этом телепроекте начали работать Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева, настоящие звёзды отечественного ТВ. А сам Иван Демидов, благодаря безукоризненному имиджу, стал культовой фигурой.
кинематограф
Элитарное (из-за ог­ра­ни­чен­но­сти ау­ди­то­рии) и массовое (по причине ма­ло­бюд­жет­но­сти) ки­но ока­за­лись пол­но­стью
вы­тес­не­ны на те­ле­ви­де­ние и в ви­део­про­кат. Не­об­хо­ди­мость соз­да­ния национальных блок­ба­сте­ров, кон­ку­ри­рую­щих с
гол­ли­вуд­ски­ми на основе об­ще­на­цио­наль­ной идеи, вызвала к жизни ряд успешных работ разных жанров. Среди них
«Утом­лён­ные солн­цем» (1994) и «Си­бир­ский ци­рюль­ник» (1999) Н. Ми­хал­ко­ва; «Рус­ский бунт» А. Прош­ки­на (2000).
Те­ле­ви­зи­он­ные ка­на­лы начали активно фи­нан­си­ровать ки­но­про­из­вод­ст­во, бла­го­да­ря че­му во второй половине 1990-х гг. поя­ви­лись филь­мы «Вор» П. Чух­рая (1997), «Лун­ный па­па» Б. Ху­дой­на­за­ро­ва (1999). В этот же пе­ри­од пред­при­ни­ма­лись
по­пыт­ки соз­дать «на­род­ную ко­ме­дию» – «Шир­ли-мыр­ли» В. Мень­шо­ва (1995), «Не ва­ляй ду­ра­ка…» В. Чи­ко­ва (1997),
«Осо­бен­но­сти на­цио­наль­ной охо­ты» и «Осо­бен­но­сти на­цио­наль­ной ры­бал­ки» А. Ро­гож­ки­на (1995 и 1998).
 
 
 
 
«Маленькая Вера», 1998
Режиссёр: Василий Пичул
«Ширли-мырли», 1995
Режиссёр: Владимир Меньшов
 
 
 
 
Из традиционно выделяемых типов телесериалов в СССР не были представлены мыльные оперы, теленовеллы
и классические сериалы (снимаемые «сезонами»). Единственный распространённый в СССР тип телесериала – это многосерийный телефильм, чаще всего от 3 до 10-15 серий. Как правило, многосерийные телефильмы снимались
по историческим и детективным романам советских писателей (А. Калинин, Г. Марков, Ю. Семёнов, братья Вайнеры),
реже русских писателей XIX века (А. Пушкин, Н. Гоголь) или зарубежных писателей (А. Дюма, Ж. Верн, И. Шоу).

По принятой в СССР традиции перед началом серии диктор зачитывал «краткое содержание предыдущих серий».
«Батальоны просят огня»
Телевизионный сериал, вышедший в 1985 году по одноимённой повести Юрия Бондарева. Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне. Основа сюжета фильма –важный этап Великой Отечественной войны, форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года.
«Гардемарины, вперёд!»
Первый фильм трилогии о гардемаринах, вышедший в 1987 году и снятый по повести Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы».

Сюжет картины переносит зрителей во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон.
«Битва за Москву»
Киноэпопея в двух фильмах. В фильме первом, который называется «Агрессия», состоящим из двух серий, показаны события, происходившие в Европе, на территории СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Это один из самых зрелищных военных фильмов в истории Мосфильма. Второй фильм охватывает события от начала разработки гитлеровским штабом операции захвата Москвы
до основных сражений великой битвы.

«Битва за Москву» фильм о великом подвиге советского народа, выдержавшего нечеловеческое напряжение в первый период войны – на передовой, в окружении, в тылу.
«Привал странников»
Советский телевизионный фильм, вышедший в 1991 году, детектив (3-серии) по книге А. Степанова. Отставной милиционер, полковник Смирнов приезжает в Москву похлопотать о пенсии.
Он встречается со старыми друзьями: журналистом Спиридоновым и писателем Казаряном. Друзья обедают в кооперативном кафе «Привал странников», которое на следующий день прекращает свою деятельность. Попытка участкового выяснить, почему закрылось кафе,
не увенчалась успехом из-за его внезапной гибели.
Многосерийные фильмы, популярные в СССР, отошли на второй план. Начались съёмки многосезонных сериалов. Пробили для себя место и новые жанры: мыльные оперы, ситкомы, пародии. В России началась трансляция зарубежных сериалов, на которые теперь приходилось равняться отечественным режиссёрам.
«Мелочи жизни»
Первый российский телесериал. Транслировался на «1-м канале Останкино» в 1992-1995 годах. Супруги Кузнецовы женаты семнадцать лет. Семейный кризис усугубляется распадом СССР.
В семье возникают серьёзные проблемы с деньгами, Сергей теряет работу, на которой и так платили копейки. Маша становится основным добытчиком в семье, помимо школьной нагрузки она берёт
на себя занятия «частных» учеников.
«Зена – королева воинов»
Сериал о временах, когда всем управляли боги, которые и в грош не ставили человеческую жизнь.
В эти темные времена появляется непобедимая
и бесстрашная воительница, которая приходит
на помощь всем, кто в ней нуждается. Её имя Зена.
«33 квадратных метра»
Комедийный телесериал 1997 года. В сериале показана жизнь семьи Звездуновых. Название сериала ссылается на стандартную площадь однокомнатной квартиры в панельном доме,
в котором живёт семья.
«Друзья»
Главные герои – шестеро друзей – Рейчел, Моника, Фиби, Джоуи, Чендлер и Росс. Три девушки и три парня, которые дружат, живут по соседству, вместе убивают время и противостоят жестокой реальности, делятся своими секретами и иногда очень сильно влюбляются.
«Улицы разбитых фонарей» («Менты»)
Детективный сериал, впервые появившийся на телевидении в 1998 году. Первые (пилотные) серии были сняты в 1995 году. Сериал насчитывает
16 сезонов. В нём рассказывается о буднях сотрудников милиции, впоследствии полиции. Каждая серия представляет собой отдельное детективное расследование. На данный момент является самым продолжительным (по времени в эфире, но не по количеству серий) сериалом в истории российского телевидения.
«Санта-Барбара»
Сюжет «Санта-Барбары» крутится вокруг четырёх семей, представляющих разные слои калифорнийского городка Санта-Барбара: богатых
Кэпвеллов, их менее удачливых конкурентов Локриджей, немало потерявших в борьбе с лидером, служащих Перкинсов и испаноязычных Андраде.
«Осторожно, модерн!»
Юмористический телесериал, в главных ролях которого снимались Сергей Рост и Дмитрий Нагиев. Транслировался на «Шестом канале» и СТС
с 1996 по 1998 год. Каждая серия длительностью
22-26 минут имела независимый сюжет.
«Беверли-Хиллз 90210»
Сериал об американской молодежи девяностых. История шумной компании сначала школьников, а затем студентов. Основные темы сериала не только любовь или непростые отношения с родителями, но и такие проблемы, как ранний алкоголизм, СПИД, подростковые беременности, изнасилования и даже самоубийства.
детское телевидение
Время, когда маленькие дети по вечерам смотрели вместе с родителями фильмы и передачи, предназначенные для взрослой аудитории, закончилось в 80-е. В эфирной сетке начали появляться десятки специализированных телепередач, как для самых маленьких, так и для подростков.
«АБВГДейка» – детская образовательная программа для дошкольников и ребят постарше. Выходила с 1975 года
на протяжении 15 лет на Центральном телевидении. Бессменной ведущей передачи была Татьяна Черняева. Современная версия программы выходит на телеканале «ТВ центр» с 2000 года с новым составом актёров и ведущих. Формат передачи – уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны. Программа «АБВГДейка» по своему формату напоминает американский проект «Улица Сезам». Советские телевизионщики опирались на опыт американских коллег при создании передачи, заменив проводящих уроки кукол из «Улицы Сезам» на клоунов.

«Зов джунглей»
Участниками телепрограммы становились дети, которых делили на 2 команды: хищников и травоядных. Игроки состязались в различных спортивных играх, а также участвовали в викторинах. Победителям раунда вручали символическую награду в зависимости от специфики команды: кость или банан. Первый ведущий программы – Сергей Супонев. После него передачу вели Пётр Фёдоров и Николай Гадомский. «Зов джунглей» был удостоен премии «ТЭФИ» в 1999 году.
More products
Р Е К Л А М А
В 90-е годы Россию охватил рекламный бум. Феномен первой российской рекламы заключался в том, что она позволила внедрить в массы новые потребительские концепции, которые были созданы по западным законам. Успех такой рекламы на отечественном телевидении был настолько велик, что многие рекламные ролики стали культовыми, а фразы из них – крылатыми.
Производством рекламы для банка «Империал» занимался Тимур Бекмамбетов. Серия роликов посвящена страницам истории. Так, российские телезрители узнали, что до первой звезды Александр Суворов не пьёт, а Наполеон считал, что «точность вежливость королей». В роликах показали таких исторических персонажей как Пётр I, Юлий Цезарь, Людовик XIV. Благодаря задумке, декорациям и актёрской игре реклама заняла своё место в истории отечественного маркетинга. Самое интересное, что рекламируемый банк умер ещё во время дефолта 1998 года, а ролики живут и теперь их называют «классикой российской рекламы».
Ещё одной запоминающейся рекламой финансовой организации, которая вошла в историю как финансовая пирамида и принесла гражданам много трагедий и бед, стала реклама МММ. Благодаря роликам со сквозными персонажами — одинокой женщиной Мариной, Лёней Голубковым и его семьёй — большинство россиян на долгое время уверовали, что разбогатеть можно в одночасье, причём ничего
не делая. Империя Мавроди рухнула, десятки тысяч человек лишились всех своих денег. Однако достижения постсоветского маркетинга остались с нами навсегда. Всего было снято
43 рекламных ролика.
Реклама Московского вентиляторного завода стала для российского телевидения неким эталоном музыкальной театрализованной рекламы. Это была одна из первых реклам того времени и запомнилась многим как яркий, задорный, юмористический
и музыкальный перформанс, с поющими юношами
и девушками . Он кардинально отличался от всего, что демонстрировали телеканалы.
Призыву обращаться на Московский вентиляторный завод были готовы следовать все, не говоря уже
о целевой аудитории.
Самая загадочная реклама
Самой загадочной и интригующей рекламой в 90-е годы стал просто сидящий человек, который ничего не говорил. К сожалению, сам рекламный ролик не сохранился, а воспоминание о нём осталось лишь в интервью с Игорем Писарским (основателем рекламного агентства Р.И.М): «Мы выкупили эфир - 30 секунд после программы «Время», а рекламодателя найти не могли, и надо было как-то эти секунды занять. Тогда мы посадили молчащего диктора. Это был фотогеничный парень, который просто молчал в эфире, а мы лихорадочно искали, кому бы это время продать. Прошёл месяц, и наш диктор начал приковывать внимание публики. Последние 15 дней он говорил:
«Настанет день, и я скажу всё, что я думаю по этому поводу».
Он стал мифическим персонажем, ему писали письма.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website